Возврат и обмен ювелирных изделий в Беларуси с точки зрения закона
Покупка ювелирных изделий — это всегда особенное событие. Украшения не только радуют нас своим внешним видом, но и становятся частью нашей индивидуальности. Однако иногда возникают ситуации, когда приобретённое изделие не соответствует ожиданиям или имеет дефекты.
В Республике Беларусь действуют законы, регулирующие права потребителей при обмене и возврате ювелирных изделий.
Возврат и обмен ювелирных изделий надлежащего качества
Согласно законодательству (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. №778 О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»), ювелирные и другие изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, в том числе со вставками из драгоценных камней, других материалов природного или искусственного происхождения либо без них, либо изготовленные из материалов природного или искусственного происхождения со вставками из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней; драгоценные камни; изделия из жемчуга и янтаря надлежащего качества возврату и обмену не подлежат.
Также не подлежат возврату или обмену драгоценные камни и драгоценные металлы надлежащего качества, реализуемые Национальным банком Республики Беларусь, а также банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
Поэтому к примерке ювелирных изделий нужно подходить очень ответственно. Примерка ювелирных изделий позволяет вам не только оценить, как украшение будет смотреться на вас, но и убедиться, что оно соответствует вашим ожиданиям по размеру, форме и стилю. Это особенно актуально для таких изделий, как кольца, браслеты и серьги, где важно точное соответствие параметрам.
Кроме того, примерка помогает избежать неприятных ситуаций после покупки. Ведь ювелирное изделие, которое не подошло по каким-либо параметрам, вернуть или обменять будет сложно. Поэтому перед покупкой рекомендуется внимательно примерить украшение, проверить его посадку и общий вид.
Возврат и обмен ювелирных изделий ненадлежащего качества
Однако если вы обнаружили дефект после приобретения ювелирного изделия или драгоценных камней и металлов, согласно пункту 11 статьи 20 закона «О защите прав потребителей», продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости — провести проверку качества товара, в том числе с привлечением ремонтной организации. У покупателя есть право выбора способа восстановления своих нарушенных прав в случае покупки товаров ненадлежащего качества: обмен, возврат или ремонт.
Нередко возникают различные споры по поводу необходимости проведения проверки качества и экспертизы, а продавец и вовсе зачастую отрицает какие-либо недостатки. В таких случаях у покупателя есть право проведения экспертизы самостоятельно и в случае подтверждения производственных недостатков обязанность по оплате расходов на проведение этой экспертизы ложится на продавца, в случае, если наличие недостатков не подтвердилось – на покупателя.
Споры по возврату и обмену ювелирных изделий в Беларуси
Также в случае возникновения каких-либо споров можно обратиться в общество по защите прав потребителей: представители общественного объединения могут представлять интересы покупателей вплоть до судебных разбирательств.
Покупка ювелирных изделий – это всегда волнительный момент. Однако иногда бывает и так, что украшение оказывается с дефектом или не подходит по размеру, но не стоит отчаиваться! Перед такими покупками необходимо четко знать размеры нужного украшения, но лучшим решением будет примерить до покупки. В этом случае, если хочется сделать какой-либо сюрприз, лучшим выбором будут цепочки, браслеты, шармы, серьги и другие украшения, не так сильно зависящие от размерности.
От скрытых производственных недостатков также никто не застрахован, однако внимательный осмотр при покупке может избавить как минимум от видимых недостатков ювелирных изделий.



